Константин Малофеев и Сергей Глазьев представили стратегию выхода из кризиса и опережающего развития России
Глубокое падение производства, инвестиций и внешней торговли является результатом структурного кризиса мировой экономики, в котором пандемия COVID-19 играет роль дымовой завесы.
Происходит разрушение старой однополярной глобальной экономики, основанной на гегемонии США и американского доллара как всемирной валюты, и становление нового мирохозяйственного уклада, ядро которого формируется в Китае на основе конвергентной планово-рыночной экономики. Навязываемая западным капиталом либеральная глобализация уже не воспринимается суверенными правительствами как условие успешного экономического развития. Деградация экономики России и других постсоветских государств стала следствием выполнения рекомендаций "экономических убийц" из МВФ.
В прошлый раз, в середине XX века, переход к новому укладу сопровождался мировой войной, унесшей жизни 70 миллионов человек. В наше время сценарий "горячей" войны запрещён уничтожением всего живого ядерным оружием. Вместо неё американская властно-финансовая элита для удержания своего глобального доминирования прибегает к новому типу мировой войны – "гибридному". Именно так следует оценивать торговую войну США против КНР, санкции Запада против России, а также череду "цветных" революций, госпереворотов и военных интервенций на постсоветском пространстве, Ближнем и Среднем Востоке.
Пандемия коронавируса выглядит как элемент этой гибридной войны: США обвиняют Китай и объявляют об экономическом ущербе в 9 триллионов долларов. Это шаг к решающей фазе мировой войны, в которой гигантский долг денежных властей США будет списан за счёт Китая и других неугодных им кредиторов. Трамп стремится в глазах простых американцев переложить на "уханьскую чуму" самый тяжёлый со времён Великой депрессии экономический кризис. Увеличение безработицы до 20%, падение благосостояния американцев и повышение государственного долга США до 25 триллионов долларов контрастируют с ростом богатства связанной с ФРС финансовой олигархии. Активы неплатёжеспособных заёмщиков переходят через залоги аффилированным с нею банкам и инвестиционным фондам, которые встретили этот кризис с рекордными 1,4 триллиона долларов ликвидности.
Глобалистская финансовая олигархия ФРС готовится осуществить грандиозное перераспределение собственности в свою пользу. За два месяца пандемии состояние 25 богатейших участников списка Forbes выросло на 255 миллиардов долларов. Захвату ключевых национальных компаний и целых отраслей по всему миру создан режим наибольшего благоприятствования.
Вашингтонскими финансовыми организациями (МВФ и Всемирный банк) большинству правительств и центральных банков постсоциалистических стран, включая Россию, навязана неоколониальная денежная политика, предусматривающая свободное трансграничное перемещение капитала, уничтожение внутреннего кредита посредством завышения ставки процента и свободный допуск международных финансовых спекулянтов к манипулированию национальными валютными и фондовыми рынками.
Она камуфлируется термином "таргетирование инфляции". В реальности её следствием становится прекращение инвестиций, технологическое отставание и снижение конкурентоспособности экономики, которое с лагом около 5 лет неизбежно приводит к девальвации национальной валюты и следующей инфляционной волне, что мы и наблюдаем в настоящее время у нас. Ущерб России от проведения этой политики, начиная с 2014 года, оценивается в 27 триллионов рублей "недопроизведённого" ВВП и 15 триллионов рублей неосуществлённых инвестиций, её следствием является снижение реальных доходов населения на протяжении шести лет подряд.
Следуя на поводу у вашингтонских финансовых организаций, российские денежные власти направляют экономику страны в воронку мирового кризиса. При попустительстве Банка России международные спекулянты манипулируют валютно-финансовым рынком, присваивая значительную часть обесценивающегося национального дохода, которую они вывозят за рубеж, и подрывают макроэкономическую стабильность. Вслед за крахом американского фондового рынка сдувается капитализация российской экономики, финансовый рынок которой колонизирован международными спекулянтами. Девальвация рубля, лавина банкротств предприятий и обесценение их акций создают условия для поглощения российской экономики иностранным капиталом.
Необходимы решительные меры по защите российской экономики от разрушительного влияния "цунами" мирового кризиса и созданию условий для устойчивого опережающего роста. Необходимо восстановить суверенитет национальной денежной системы и внутренние механизмы кредитования расширенного воспроизводства экономики. Перейти к реализации стратегии модернизации и опережающего развития российской экономики на передовой технологической основе. Развернуть механизмы государственно-частного партнёрства с целью вовлечения бизнеса в реализацию совместно разрабатываемых стратегических планов развития экономики на основе целевого льготного кредитования инвестиционных контрактов, соглашений о защите капиталовложений, венчурного финансирования инновационных проектов. Необходимо на порядок увеличить масштабы использования этих и других предусмотренных действующим законодательством институтов развития.
Это позволит России избежать роли жертвы нынешнего кризиса и обернуть его в свою пользу – войти в ядро нового мирохозяйственного уклада и оседлать новую длинную волну технико-экономического развития.
Реализация стратегии опережающего развития должна включать: модернизацию экономики на основе нового технологического уклада, импортозамещение в сферах с передовым технологическим уровнем, увеличение степени переработки сырьевых товаров, активизацию имеющегося научно-технического потенциала и всемерное стимулирование инновационной активности. Для этого требуется предпринять следующие меры.
1. Остановить вывоз капитала
1.1. Закрытие биржевого "эльдорадо" для спекулянтов путём запрета кредитования валютных спекуляций Банком России и неуклонной декриминализации других сфер финансового регулирования, включая пресечение манипулирования рынком со стороны валютных спекулянтов и прекращение банковского рейдерства.
1.2. Применение Банком России общепринятого комплекса мер по стабилизации рынка, включая ограничение валютной позиции коммерческих банков, резервирование средств, введение временных лагов на проведение сделок по покупке иностранной валюты, снижение кредитного плеча экономических агентов. Ограничительные меры должны вводиться исключительно в отношении валютных спекулянтов, не затрагивая импортёров и физических лиц.
1.3. Разрешение заёмщикам применять форс-мажор по отношению к кредитам, предоставленным из стран, установивших финансовые санкции против России. В случае их эскалации – введение моратория на погашение и обслуживание кредитов и инвестиций, полученных из государств, применяющих санкции против России. На время действия санкционных мер запретить дочерним подразделениям американских и европейских банков привлечение новых средств российских физических и юридических лиц.
1.4. Номинирование котировок обменного курса в привязке к рублю, а не к доллару и евро, как это осуществляется в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время.
1.5. Восстановить обязательную продажу валютной выручки экспортёрами на внутреннем рынке.
Введение перечисленных мер обеспечит стабилизацию курса рубля на среднесрочную перспективу, что является необходимым условием подъёма инвестиционной активности и вывода экономики на траекторию устойчивого роста.
2. Принять реальные протекционистские меры
2.1. Только российским предприятиям и гражданам-резидентам следует предоставлять доступ к недрам, госсубсидиям, управлению недвижимостью, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для национальной безопасности видам деятельности.
2.2. Разработать и реализовать государственную программу импортозамещения в объёме не менее 3 трлн руб. Для этого Банку России создать специальный инструмент рефинансирования коммерческих банков. При этом запретить импорт и лизинг за государственные средства (бюджета и средств госкомпаний) любой техники, аналоги которой производятся в России, в том числе самолётов, автомобилей, оборудования и пр.
2.3. Восстановить взимание индексируемых по ценам мирового рынка экспортных пошлин на вывоз углеводородов и других сырьевых товаров, отменив налог на добычу полезных ископаемых.
2.4. В целях поддержки отечественного производителя товаров массового потребления ввести субсидирование потребительского спроса с использованием системы товарной сертификации.
2.5. Использовать только рейтинги российских рейтинговых агентств для кредитования российских заёмщиков с государственным участием и системообразующих предприятий. Сотрудничество и практика передачи внутренней информации о деятельности органов государственной власти, регионов России и системообразующих предприятий иностранным оценщикам, консультантам и рейтинговым агентствам должна быть прекращена.
3. Повысить привлекательность рубля
3.1. Стимулировать переключение взаимной торговли со странами ЕАЭС и СНГ на рубли, со странами ЕС – на рубли и евро, с Китаем – на рубли и юани. Обязать это сделать контролируемые государством предприятия. Предоставлять меры господдержки экспорта только при условии заключения контрактов в рублях. Банку России осуществлять целевое рефинансирование коммерческих банков под рублёвое кредитование экспортно-импортных операций по ставкам не более 1% на долгосрочной основе. Предусматривать выделение связанных рублёвых кредитов государствам-импортёрам российской продукции, использовать в этих целях кредитно-валютные свопы.
3.2. Предложить государствам ЕАЭС создать платёжно-расчётную систему в национальных валютах со своей системой обмена банковской информацией, клиринга и котировки курсов обмена валют.
3.3. Освободить от валютного контроля расчёты в рублях по трансграничным контрактам.
3.3. Перевести фондовый рынок на рубли; разрешать эмиссию акций и облигаций только в рублях.
4. Сделать кредит дешёвым для экономики
4.1. Законодательно обязать Банк России отвечать за экономический рост. Денежно-кредитная политика должна быть включена в систему стратегического планирования, а её инструменты – подчинены цели опережающего развития экономики при обеспечении макроэкономической стабильности.
4.2. Перейти к многоцелевой денежно-кредитной политике, предусматривающей одновременное достижение планируемых показателей экономического роста, количества рабочих мест, инфляции и увеличения инвестиций, а также системное управление процентными ставками, обменным курсом, объёмом денежной эмиссии по всем каналам и денежного обращения.
4.3. Перейти к многоканальной системе рефинансирования банковской системы, включающей специальные инструменты рефинансирования для целевого кредитования производственных предприятий под 1-3%. Объём такого целевого кредитования инвестиций на расширение и модернизацию предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями, должен составить до 8 триллионов рублей.
4.4. Увеличить в 3 раза объём льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, ипотеки, сельского хозяйства.
4.5. Многократно увеличить кредитование институтов развития, включая лизинг отечественной техники, путём целевого рефинансирования Банком России под 0,5% годовых, ограничив маржу этих институтов 1%.
4.6. Кардинально расширить ломбардный список Банка России, включив в него обязательства платёжеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях, институтов развития, гарантий федерального правительства, субъектов федерации и муниципалитетов. Приём иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов Банка России следует прекратить.
4.7. Установить целевые показатели деятельности госбанков, включая абсолютные и относительные показатели кредитования производственной сферы, особенно – инвестиционных проектов. Включить коммерческие банки в систему обеспечения стратегического планирования в части кредитования инвестиций, необходимых для реализации принимаемых решений.
4.8. Отложить внедрение в России стандартов Базеля III и скорректировать их с целью устранения искусственных ограничений инвестиционной деятельности, увеличения возможностей кредитования банков под залог "нерыночных активов", расширения разнообразия таких активов. В рамках Базеля II расчёт кредитного риска вести на основе внутренних оценок рисков. Устанавливать понижающие коэффициенты при расчёте величины активов, взвешенных с учётом рисков для российских предприятий, имеющих рейтинги российских рейтинговых агентств.
Денежно-кредитная политика должна стать составной частью общей стратегии развития. Документы стратегического планирования должны получить средства реализации, включая специальные инструменты рефинансирования, сопряжённые с институтами индикативного планирования и специнвестконтрактами. Увязывание стратегических планов социально-экономического развития, индикативных планов роста производства и инвестиций, с одной стороны, и масштабов и стоимости их кредитования, с другой стороны, может проводиться посредством заключения инвестиционных контрактов в форматах частно-государственного партнёрства.
Государственные структуры должны составить основу этой системы, транслируя импульсы роста в рыночную среду. Частные предприятия, становясь участниками программы льготного кредитования инвестиций, помимо исполнения своих непосредственных финансовых обязательств, должны принять на себя обязательства, связанные с осуществлением инвестиций в модернизацию и развитие производства, создание рабочих мест и достойных условий осуществления трудовой деятельности. Это обеспечит положительную обратную связь роста экономики и доходов граждан, активизацию имеющегося экономического и научно-технического потенциала, загрузку производственных мощностей, обеспечение занятости населения и подъёма предпринимательской активности.
5. Запустить опережающее развитие экономики
5.1. Стратегия опережающего развития российской экономики должна предусматривать: форсированный рост отраслей, технологий и производств нового технологического уклада; догоняющее развитие в сферах технологического отставания; углубление переработки сырья и стимулирование практической реализации научно-технического потенциала. Её составной частью должна стать политика импортозамещения.
5.2. Необходимо развернуть механизмы целевого долгосрочного кредитования производственных предприятий посредством специальных инструментов рефинансирования Банка России. Эти кредиты должны предоставляться конечным заёмщикам по ставке не более 3% на пополнение оборотного капитала под государственные, экспортные и рыночные контракты и не более 2% – на финансирование инвестиций под специнвестконтракты. Обеспечение контроля за их целевым использованием может вестись посредством современных цифровых технологий распределённого реестра.
5.3. Государственная поддержка путём специнвестконтрактов, соглашений о защите капитальных вложений и других форм государственно-частного партнёрства с использованием инструментов льготного кредитования должна применяться к тем компаниям, которые способны стать "локомотивами роста" для национальной или региональной экономики, способствовать увеличению рабочих мест и повышению зарплаты работников.
5.4. В основу стратегического планирования опережающего развития экономики должны быть положены приоритетные направления, обладающие мультипликативным синергетическим эффектом:
− освоение современных информационных технологий;
− развитие биотехнологий, поднимающих эффективность здравоохранения и АПК;
− развитие нано- и квантовых технологий, а также основанных на них средств автоматизации;
− создание новых материалов с заранее заданными свойствами;
− развитие лазерных и аддитивных технологий;
− обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критического уровня, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолётов отечественного производства;
− комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
− обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация электросетей;
− развитие технологий переработки и использования природного газа;
− развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
− развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надёжность комбинированных перевозок;
− развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
− оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Разделяя поставленные Президентом и Правительством цели по выходу на устойчивую траекторию опережающего экономического роста на основе использования новых технологий, реализации национальных проектов, мы считаем возможным и необходимым существенное повышение целевых показателей национального плана по восстановлению экономики. Сохранившийся в России научно-производственный потенциал позволяет выпускать вдвое больше продукции, чем в настоящее время. До конца 2021 года мы должны не только преодолеть вызванное самоизоляцией населения падение производства и доходов граждан, а выйти на траекторию опережающего развития экономики с ежегодным приростом реальной зарплаты граждан не менее 7%.
Предлагаемая стратегия опережающего развития основана на переходе от устаревшей системы регулирования, ориентированной на американоцентричную глобализацию XX века, к передовой системе управления интегрального типа XXI века, которая сочетает в себе государственное стратегическое планирование и рыночные механизмы стимулирования предпринимательской активности. Целью этой интегральной системы управления является рост производства и подъём народного благосостояния на основе повышения конкурентоспособности и увеличения эффективности экономики. Реализация предлагаемой стратегии позволяет рассчитывать на вывод российской экономики на траекторию опережающего устойчивого развития с ежегодным темпом прироста ВВП не менее 8%, 15% прироста инвестиций и ликвидацией бедности в течение трёх лет.